Колесо Сансары, Колесо жизни

 

 Колесо Сансары

В буддизме и джайнизме символизирует феноменальную сферу непрестанного изменения и становления, которую в целом контролирует Мара или г'Шиндже - Повелитель Смерти. Символическое изображение сансары как проявленной жизни во всех ее фазах между рождением и смертью описывается следующим образом. В центре располагаются три бесчувственных создания: свинья, символизирующая жадность и невежество; петух - плотскую страсть; змея - злобу; вместе они олицетворяют качества, привязывающие человека к миру чувств и иллюзий, вынужденности существования. К центру примыкает круг, на левой стороне которого изображены монахи и миряне, движущиеся вверх к удачному перевоплощению; на правой половине - обнаженные фигуры тех, кто опускается к жалким перерождениям.  
 Шесть частей следующего круга изображают возможные варианты посмертной участи человека:  сверху - Высшие Небеса; справа - титаны и боги; слева - люди; в нижней половине справа - несчастные духи, терзаемые чувственностью;слева - животное царство; в самом же низу - разные варианты холодного и горячего ада. 

В каждом сегменте присутствует изображение Будды, помогающего и, м всем в конечном счете достичь спасения. Внешний круг образуют двенадцать картин: сцена рождения символизирует новую жизнь, рост и процесс становления; фигура беременной женщины - состояние становления, акт присвоения, продолжения смертной жизни; человек, срывающий плод, - присвоение, ведущее к желанию жить; сцена питья символизирует жажду жизни, ведущую к переживанию чувств; 

человек со стрелой в глазу - чувство, приводящее к контакту; поцелуй - контакт и ощущения, вовлекающие в мир ощущений; дом с многими окнами - ощущения, создающие личность; корабль в плавании - существование личности, приводящее к появлению сознания;обезьяна, срывающая плод, - сознание приводящее к элементарным позывам; гончар и горшки - оформление позывов, причем позыв предполагает отсутствие знания; слепая старуха - отсутствие знания, слепоту невежества, ведущую к смерти; человек, несущий труп, - смерть и страдание, которые приводят к новому рождению.

 



Колесо Жизни 


Изображение колеса сансары — бхавачакру — можно обнаружить на входе любого тибетского монастыря.  Емкая картина вмещает, практически, все основные положения буддизма, кроме того, она цепляет. Утверждают, что ее придумал сам Будда, чтобы донести идею Впервые я увидел бхавачакру  в тибетском монастыре в Непале.

Мне очень понравилось безыскусное, но убедительное изображение! Так и надо — если уж ад, то так, чтобы кровищи побольше!

 Главное в буддизме — это мысль о том, что жизнь — это страдание в круговерти Своими поступками мы формируем карму и определяем место и форму нашешго следующего рождения. Но, несмотря на то, что все бытие пронизано страданием, все же есть одно состояние в котором его нет. Это состояние — термодинамическое равновесие нирвана. Будда указал способ вхождения в это состояние.

Посмотрим на изображение. Вот она — бхавачакра, колесо сансары.Его держит в железной хватке монстр. Это бог смерти Яма. Memento mori!  перерождений.  

 

  В самом центре изображены свинья, петух и змея, кусающие друг друга за хвост. Это — крутящий механизм сансары, три базовых аффекта приводящие круговорот перерождений в движение — невежество, похоть и гнев. Это то, что гонит нас в ночной клуб, заставляет плясать в угаре и рвать на себе тельняшку. В буддизме эти аффекты однозначно негативные, тогда как современный эволюционный психолог резонно бы заметил, что ни что иное как похоть движет людей к созданию науки и шедевров искусства. Да и Фрейд о том же. 

Правда буддист не менее резонно бы заметил — а толку-то от вашей науки с ее оружием и глобальными климатическими изменениями.

 Опоясывающее центр кольцо символизирует карму. Карма — это не судьба, не обреченность, а балансовое сальдо поступков и мыслей. 

 Карма — это действия, а значит ее можно действием и править. Кольцо разбито на две половины — правая символизирует отрицательную карму, влекущую к перерождению в нижние миры, а левая — позитивную карму, ведущую к перерождению в верхних мирах. Верхние миры — это мир богов , мир асуров (демонов) и мир людей. Нижние миры — это животных, мир голодных духов и мир адских существ.
 Жизнь в сансаре — это жизнь мухи в закрытой банке. Как ни крутись, из банки не вылетишь. Ваша карма привдет вас к перерождению в один из миров, но счастья вам нигде не будет. Поскольку в сансаре страдают все. Это постулат буддизма. Страдают боги, демоны, люди, животные, вечно голодные духи и несчастные обитатели адов. Каждый по своему.

«Страдает вошь,
Страдает гнида,
Страдает тетка Степанида
Страдает северный олень,
Страдают все, кому не лень».

Мир богов — это здорево! Это непрерывный праздник с закусками. Правда, в конце концов боги исчерпывают свою позитивную карму и переходят на нижний уровень с испусканием фотона вопля. Омрачение богов — гордыня. Будда в мире богов изображен с лютней. Он стоит в сторонке от божественной вакханалии и тихо играет на лютне, как бы напоминая богам, что их счастье и удача так же преходящи и эфемерны, как и звуки музыки.
 Мир демонов населяют…демоны. Их волнуют звуки и запахи вечеринки с верхнего этажа. Они страдают. Страдают от зависти к богам. Время от времени они лезут в драку к богам, но всегда получают по портрету.
Боги сильнее. Картинка очень занятная — боги отстреливаются от асуров как будто-бы пистолетами, но, видимо, это арбалеты.

 Страдание людей — это страдание Гамлета от непоняток. Наше жизнь омрачнена тем, что мы не понимаем ее смысла. Тратим драгоценное время на бесплодные раздумья и сомнения, тогда как надо срочно использовать возможность выскочить из колеса сансары. В буддизме рождение в мире людей считается редчайшей удачей. Это единственный из миров, который дает возможность быстрого и осознанного освобождения. В мире людей будда изображен с посохом. Это призыв немедленно встать на путь — следовать инструкциям Будды.

 Нижние три мира — это мир животных, мир голодных духов и ад.


 Животные страдают от отсутствия сознания, эксплуатации, плохого ухода и невозможности выговориться. Человек в углу (его видно на большом фото) — это бог мира животных, Дроздов Николай Николаевич.

 Вечно голодные духи омрачены жадностью. У них большие животы и тонкие шеи. Они хотят есть, но пища не пролезает и раздирает пищевод. Художник из буддийского монастыря кровожадно изобразил страдания духов.
 И, наконец, ад. Мне очень нравятся картинки ада. Они выглядят так, как будто бы их рисовал омраченный дошкольник. В аду есть отделения для теплолюбивых и морозостойких.

Сейчас о самой сложной части колеса бхавачакры. Об опоясывающих его по ободу двенадцати звеньях. Они иллюстрируют причинно-следственный механизм перерождения в сансаре. Эта тема заслуживает отдельного поста, поэтому здесь только вкратце.
Начинается все с неведения.
1. Неведение (Слепой). Неведение относительно своей истинной природы является причиной действий.
2. Действия (Гончар). Действия накапливают карму.
Карма приводит к рождению в новой жизни (в соответствующем мире) c появлением сознания.
3. Сознание (Обезъяна). Сознание приводит к появлению имени и формы.
4. Имя и формы (Человек в лодке). Имя и форма — это психофизические структуры человека. Они создают основу для формирования восприятия.
5. Восприяте (Дом). Шесть способностей чувственного восприятия. Восприятие создает возможность для соприкосновения с объектами восприятия. В результате соприкосновения возникает контакт.

6. Контакт (Супружеская чета). Контакт является причиной возникновения чувства или ощущения.

7. Ощущение (Стрела в глазу). Результатом ощущения будет желание повторить его — возникает влечение.
8. Влечение (Человек, утоляющий жажду). Влечение неизбежно приведет к привязанности.
9. Привязанность (Обезъяна срывающая плод). Влечение и привязанность составляют сущность сансарического бытия, они формируют жизнь в сансаре.
10. Жизнь в сансаре (Несушка в корзине). Жизнь побуждает войти в следующую фазу существования — рождение.

В результате происходит переход в следующую жизнь:
11. Рождение (Роженица). Рождение в следующей жизни неизбежно приводит к старению и смерти.
12. Старение и смерть (Старик).

  

Задача существа — выбраться из сансары. Поэтому конченая цель изображена вне колеса. Сверху, над монстром, в правом верхнем углу стоит будда Шакьямуни. Он указует на левый угол изображающий Западный рай вечного блаженства будды Амитабхи.
«Go west!» — говорит будда Шакьямуни.

Примечание: внимательный человек заметит, что детальные снимки не совпадают с первым изображением бхавачакры, хотя по существу там все то же самое. Просто у меня оказалась единственная аккуратная фотография, которая показывает колесо целиком, но это другое колесо, не то с которого я делал детальные снимки.