Практика простирания

Практика простирания

 

Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттвйидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания являются одним из самых мощных способов накопления заслуг. Это знак уважения и почтения, а также противоядие высокомерию. Высокомерие - одно из главных препятствий на пути к духовному развитию. Вода не может находиться на камне, если он имеет заостренную форму, она будет стекать по нему вниз. На ровной и гладкой поверхности она может задержаться, поэтому, когда над равниной идет дождь, вода разливается повсюду. После дождя на равнине может быть залито все, но на камне с острой вершиной не будет ни капли воды. Точно также, когда духовный учитель дает всем наставления, некоторые воспринимают его слова с благодарностью и уважением, а некоторые с высокомерием. Высокомерные люди ничего не получают. Даже, если они получают Учение, оно не приносит им пользы. GhjЭто подобно тому, как если налить нектар в грязный сосуд, то и нектар станет грязным. Поэтому первое,  что вы должны сделать, - это уменьшить свое высокомерие.  Оно одно из главных препятствий на духовном пути и очень вредно для вас. Высокомерие бывает свойственно также и тем людям, которые занимаются духовной практикой. Например, кто-то говорит, что он один умный, что лишь он один занимается высокой духовной практикой, а все остальные глупы и занимаются низкой практикой. Это - самообман.

Общие виды пользы

Один из главных видов пользы, приносимых простираниями - достижение в будущем хорошего рождения с совершенным телом: золотистого оттенка - подобно святому телу Будды, - прекрасной формы, наделенным совершенными органами чувств. Имея красивое тело, мы сможем привлечь множество живых существ; такое тело привлекает существ - сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы живых существ. Поскольку вы им нравитесь, если вы будете что-то говорить или давать какие-то легкие для понимания наставления, вам будет легко привести этих существ к Дхарме, привести их на путь к просветлению, путь, точно ведущий к счастью.

У вас будет приятный голос. Есть певцы, чей голос способен привлечь миллионы людей. Обладая таким качеством, вы легко сможете принести благо другим, помочь живым существам. Если существа вас слушают, вам легко привести их к просветлению.

У некоторых людей не получается общаться с другими; либо им не хватает мужества, чтобы говорить, либо речь их не убедительна и другие люди к ним не прислушиваются. Однако другой человек, рассуждая на ту же тему, может говорить так, что слушать его легко. Такие люди могут помогать другим, потому что к их словам прислушиваются.

Вы не будете стесняться делать что-то на глазах других людей; освободившись от стеснительности, вы сможете вести за собой живых существ. По-тибетски это качество называется “лха ми га” - где бы вы ни были и куда бы ни направлялись, боги и люди будут довольны вами.

Вы будете производить такое же чудесное впечатление, как Его Святейшество Далай-лама или Его Святейшество Линг Ринпоче. Его Святейшество Линг Ринпоче, казалось, сиял и лучился и был исключительным человеком. Хотя у него было такое же человеческое тело, как и у нас, в нем было нечто особенное, нечто возвышенное. На Западе также встречаются добрые, душевные люди, искренность и честность которых сразу бросается в глаза. Эти люди выделяются даже в толпе - мы замечаем их сияние, их исключительность.

Вас всегда будут сопровождать будды и бодхисаттвы. Если хотите, чтобы вас всегда сопровождали будды и бодхисаттвы, нужно делать простирания - и чем больше, тем лучше!

Вы обретете великое богатство и удовольствия. Простирания создают невообразимо огромную благую заслугу. Чтобы пережить результаты наших благих действий, нам не обязательно ждать следующих рождений; некоторые из этих результатов мы сможем ощутить уже в этой жизни. Причина здесь в том, что на южном континенте, на котором мы все живем, карма, созданная в начале жизни, настолько сильна, что переживать ее последствия мы будем весь остаток этого рождения. В зависимости от того, негативная это карма или благая, в оставшуюся часть жизни мы будем наблюдать соответствующие последствия.

Вы обретете высокое рождение - богом или человеком. Кроме того, вы обретете состояние свободы от страданий, освобождение от сансары. Каждый раз, когда вы совершаете простирания, каждый раз, когда вы складываете перед статуей или изображением Будды ладони - и совершаете простирание с касанием пятью точками (короткое) или полное простирание, или просто подносите руку к груди, или даже просто уважительно кланяетесь - то немедленно создаете причины для обретения просветления. Поэтому, думаю, при перечислении благих последствий следует упомянуть и полное просветление - не только более низкое состояние освобождения, но и великое освобождение, то есть просветление. Я добавляю этот пункт, чтобы сделать такое заключение: вы достигнете состояния, свободного от каких-либо недостатков, и совершенства всех качеств. Таково заключение. Любой вид простираний приносит все эти благие последствия.

 

Четыре вида простираний

Есть четыре вида простираний. Первый - для исполнения желаний. Когда мы простираемся, то просим будд и бодхисаттв помочь нам. Мы можем делать такие простирания, когда встречаемся с трудностями или неудачей. Их можно делать также для других. Если кому-то не очень хорошо, вы можете простираться за помощью Будды. Это простирание можно использовать и для избегания несчастных случаев, болезни, или для продления жизни.

Второй вид простираний делается из искренности сердца, не из ищущего ума. Вы можете простираться из глубин своего сердца в благодарность Трём Драгоценностям. Вы можете также простираться к своему учителю, своему шифу. Наши шифу воплощают Три Драгоценности, так что мы простираемся к ним с искренностью, за их учения и руководство. Важно понимать, что это вы получаете пользу от таких простираний, не ваш шифу. Этим действием благодарности и уважения мы можем изменять себя и порождать искренность в наших сердцах.

Третий вид - простирание покаяния. Для него вам нужен ум скромности и чувство стыда. Невозможно делать его, если вы наполнены высокомерием. Даже касаясь головой пола, вы бы оставались "правы", а другие "неправы". Эти простирания могут помочь вам изменить характер, чтобы стать восприимчивее и честнее. Вы будете более завершены, более гармоничны. Это как стирка одежды. Наша одежда пачкается снова и снова, и раз за разом, мы снова стираем её. Пока мы её стираем, она остаётся чистой. Проходить через движения простираний покаяния без признания своих недостатков, без открытости и искренности - это как носить одежду, но никогда не стирать её. Она становится лишь грязнее и грязнее. Когда вы находите пятна на своей одежде, радуйтесь, что они так ясны и легко замечаются. Это значит, что ваша одежда была сначала относительно чиста. Если вы никогда не стираете свою одежду, то можете не заметить новых пятен. Нет нужды жалеть себя, когда вы находите в себе недостатки. Чем больше вы находите, тем лучше. Вероятно, вы сможете ловить их прежде, чем они появятся. Более того, когда вы заметили свои ограничения, вероятно, вы сможете их изменить.

Четвёртый вид простираний я называю "бесформенные простирания". Однако, поскольку невозможно немедленно прибыть к бесформенности (не-форме), мы начинаем с формы и продвигаемся по ступеням, пока не достигаем бесформенности. Подобно этому, чтобы добраться до отсутствия "я" -- непостоянства -- мы начинаем с "я". Оттуда - мы созерцаем пустоту, пока постепенно не передвигаемся на уровень без-я. То же самое мы делаем с непривязанностью, начиная с созерцания привязанности и работая по направлению к нашей цели. Бесформенные простирания происходят из созерцания четырёх основ осознанности (памятования): осознанность тела, ощущений, ума и дхарм. Независимо от того, какую [из основ осознанности] мы созерцаем, мы начинаем с формы и кончаем бесформенностью.

Мы можем рассмотреть эти четыре основы применительно к ступеням бесформенных простираний, которые я сейчас опишу. Первая ступень - когда мы велим себе делать простирания, и наше тело подчиняется нашим командам. Мы управляем телом, и сознательно приказываем ему простираться. Делая простирания, мы намерены сохранять крайне ясное [осознание] своих движений, так же как и ощущений. Вот мы уже созерцаем первые две основы - тело и ощущения. Третья основа, ум, тоже вовлечена, поскольку ясность и осознанность - это и есть сам ум. В этой точке движения наших умов должны быть тонкими и мягкими, поскольку движения нашего тела выполняются медленно.

На второй ступени мы знаем, что простираемся, и чувствуем это, но наши тела движутся сами. Нам больше не нужно приказывать или управлять телом. Теперь мы свидетели. Кто простирается? Тело простирается. На этой ступени больше нет мысли "Я простираюсь"; скорее, простирания происходят. На третьей ступени - другие могут видеть, что вы простираетесь, но что касается вас, нет больше мыслей, что вы простираетесь или что простирания происходят. Тело, ум и ощущения сплавлены: нет разделения.

Это как при обучении верховой езде: сначала есть всадник и лошадь; отдельные воли хотят пойти своими собственными путями. Как следствие, езда тряская. Опытные всадники не чувствуют разделения между собой и своей лошадью. Лошадь отвечает немедленно, так что езда становится плавной и непрерывной. Третий уровень - это ступень бесформенности, но это ещё не отсутствие "я". Когда мы доводим до совершенства третью ступень, нет никаких влияний. На нас не воздействуют ни внутренние, ни внешние условия. Конечно, мы должны всегда начинать с первой ступени. Если мы не можем достичь даже начального уровня спокойного и тонко движущегося ума, то не будет возможности продвигаться на следующие ступени.

Техника простираний.

Число простираний может быть разным и зависеть от физической или моральной подготовки практикующего. Это может быть и три раза, и семь, и двадцать один и сто восемь и даже большее количество раз. В некоторых практиках это число составляет сто одиннадцать тысяч сто одиннадцать раз.

Перед самим выполнением прости­рания нужно правильно сложить руки. При этом нужно сложить ладони так, чтобы два больших пальца были во­гнуты вовнутрь ладоней, придавая ру­кам вид бутона лотоса, означающего чистоту мотива в просьбе или раская­нии перед Буддами и Бодхисаттвами.

 

  1. Перед началом простираний порождаем в себе правильные устремления (правильную мотивацию) — очиститься от негативной кармы и достичь определенной цели (например: Просветления во благо всех живых существ) и читаем соответствующие мантры. Также, совершаем необходимые визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, Защитников и йидамов, кроме того, представляет себе то бесчисленное количество тел, которым он обладал во всех своих жизнях и которые сейчас будут выполнять простирания в его нынешнем теле.
  2. Сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, которому подобен непросветленный ум, подносим их к макушке головы. Затем прикладывает их ко лбу, подбородку и сердцу.
  3. Касаемся ладонями земли, затем опускаемся на колени.
  4. Ложимся на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытягиваем руки перед собой, затем поднимаем их над головой и встаем.

 

Преклоняюсь и молю бога за свои грехи и за грехи людей – да очистятся они.

Равным соединением ладоней рук достигаю метода очищения тела и сознания.

Соединением ладоней на макушке преклоняюсь всем живущим богам, чье обиталище стремлюсь достигнуть.

Соединив ладони у лба все грехи своего тела и души очищу.

Соединив ладони у горла всю скверну своей речи очищу.

Соединив возле сердца всю скверну ума очищу.

Разъединением соединенных ладоней всем живым существам желаю счастья и радости.

Касанием земли коленями освобожусь от плохой судьбы.

Касанием десятью пальцами рук даю обет накапливать добродетель совершая прекрасные дела, обучаться, достигать через созерцание – просветления, достигнуть конечного пути в счастье.

Касанием лбом земли достигну материального благополучия в своей жизни.

Выпрямлением и сгибанием четырех членов тела все без исключения узлы каналов распутаю.

Сгибанием позвоночника вхождения всех без исключения ветров в средний канал достигну.

От земли Сердцем вверх поднимаясь, пути освобождения от плохой кармы  достигну.

Затем много раз часто кланяясь, не достигших нирваны живых существ в нирвану приведу.

Мантра увеличения заслуг от простираний.

Мантра , которая в 1000 раз увеличивает добродетель от простираний, человек становится менее подверженным  заболеваниям.

ОМ НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМО УТАМА ШРИЕ СОХА

 

Запреты в простирании

В начале простирания в обязатель­ном порядке нужно выпрямлять тело. Если же начать простирание в со­гнутом виде, то это может привести в будущей жизни рождение с физическими отклонениями.

Сев на колени нельзя упирать­ся на землю кулаками, так как это может привести в будущей жиз­ни рождение парнокопытным или рождение в мире животных.

Во время простирания нежела­тельно долго лежать на земле, так как это предвещает в будущей жиз­ни рождение крокодилом или каким- либо другим ползущим животных.

 

Практикуя простирания, вы испытаете много неудобства. Смотрите на это, как на боль от укола, которому вы рады, потому что хотите вылечиться от болезни. Испытываемый вами дискомфорт пропорционален количеству несозревшего страдания и негативной кармы, от которых вы при этом очищаетесь. Когда вам больно, воспринимайте это так, что тем, что вы переживаете в этот момент, вы не только сами избавляетесь от страдания, которое могли бы получить позднее в более тяжелой форме, при несчастливом перерождении, но и также забираете подобное страдание от других. Если вам холодно или жарко, молитесь, чтобы это избавило от мучений обитателей ада. Забирайте голод и жажду у голодных духов, а если вы вдруг становитесь тупыми и усталыми, представляйте, что животные избавляются от их глупости. Имея сильную веру и постоянно подкрепляя свою мотивацию, вы не будете сомневаться в том, что делаете. Если возникают мысли остановиться и заняться чем-нибудь ещё; смотрите на них, как на насмешки глумящейся толпы, и не обращайте на них внимания. В заключение представляйте, что все объекты, составляющие Прибежище, тают в свете и растворяются в вас, очищая таким образом поток вашего сознания.

Когда заканчиваете практику, растворяйте всю картину в центральной фигуре своего Учителя в виде Будды Ваджрадхары и затем его фигуру - в вас самих Пребывайте в состоянии неопределения объекта, неразделимых Пустоты и ясности, не направляя сознание ни в одну из крайностей существования. Другими словами, не превращайте ничего в плотный, действительно существующий объект. Вместо этого будьте непосредственно в моменте "здесь и сейчас" и переживайте, что полностью очищены.

Постоянство в исполнении простираний покаяния необходимо также как и постоянство в телесном омовении или в стирке одежды. Не смотря на то, что мы купаемся или стираем свои одеяния, мы, тем не менее, снова и снова загрязняемся. И, поэтому, раз за разом, повторяем свои действия по обретению телесной чистоты. И, пока мы соблюдаем регулярность в подобном занятии, мы остаемся чистыми. Вот так же и простирание покаяний надо исполнять не один раз, а несколько. И чем чаще они будут практиковаться, тем просветленней и очищенней становится человек, выполняющий их.

День за днем, контролируя свою повседневную жизнь, подвергайте проверке собственную плоть, слова и разум.

Изучая практику простираний во всех ее направлениях и видах, помните о главном, надо всегда оставаться добрыми по отношению к себе и к окружающим. Не приносить никому вреда, не создавать трудностей, как можно больше оказывать другим помощь и поддержку. И, конечно же, не оставлять занятий по совершенствованию практики простираний. Не оставляйте изучение этой науки и религии на потом, не откладывайте все в дальний ящик. Единожды начав практику, необходимо заниматься ею каждый день, соблюдая при этом данные обеты. Пробуйте повторять их перед сном, читайте мантры, занимайтесь медитацией и обязательно совершайте простирания. Во время дальних переездов, телесные простирания замените мысленными, усиливая их словесными. Старайтесь всегда и везде, многократно, вслух или глубоко внутри себя произносить сокровенные слова: «Я преклоняюсь перед Буддой, Дхармой и Сангхой». Подобная молитва станет незаменимой и полноценной пищей для Вашего ума. Это будет способствовать тому, что в Вашем разуме изо дня в день начнут происходить совершенствования. Он будет становиться все более сильным, а сами Вы будете ощущать себя все более счастливым, Вашу семью наполнит мир, спокойствие и благоденствие.

Будьте справедливы в оценке благодеяний окружающих Вас людей, умейте сопереживать им. Поддерживайте начинающих в их занятиях практикой простираний. Но при этом, умейте уважать религиозные убеждения других верующих. Способствуйте их добрым деяниям, направленным во благо других. Берите участие, хотя бы мысленно во всех добрых начинаниях других людей. Этим вы только способствуете накоплению положительных энергий. Стремитесь к тому, чтобы все ваши помыслы при практиковании простираний были светлыми и чистыми.

 

Чаньский Мастер Шен Янь

Учение Ламы Сопы Ринпоче

Гэбшэ лама Жаргал Дугданов, 
преподаватель Буддийского университета 
«Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева  
журнал "Легшед", 2012

Тулку Ургьен Ринпоче. Нарисованное Радугой.
“Польза от совершения простираний” - выдержка из учений, дарованных Ламой Сопой Ринпоче в Институте Ламы Цонкапы в сентябре 2004 года.